ЛИШНИЕ И ЛИХИЕ
Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко тоже боится, что в 2009–2010 годах на свободу выйдут криминальные авторитеты 90-х и преступность вырастет. В условиях кризиса они не смогут адаптироваться и примутся за старое, считает губернатор. «Выйдя на свободу, они с помощью криминального общака еще больше будут коррумпировать чиновников и начнут проталкивать свои интересы через госорганы», - пугает Анна Смородинова с кафедры уголовного процесса Университета МВД.
Пока авторитеты промышляют по мелочам. Сейчас питерская милиция разыскивает недавно освободившегося члена знаменитой тамбовской ОПГ. Его подозревают в разбойном нападении на секс-шоп «Порномания» 24 февраля. Член ОПГ достал пистолет и забрал из кассы всю наличность. По данным МВД, в этом январе бывшие заключенные совершили 40 000 преступлений, и это всего на 2,2% больше, чем в начале прошлого года. Некоторые эксперты считают, что число таких преступлений будет расти: просто те, кто вышел на свободу, еще не сориентировались и не организовались.
Валерий Ефимов из центра «Регион» не исключает, что организованная преступность, про которую в прошлом году объявили, что ее больше нет, в этом году возродится. И тогда придется срочно воссоздавать РУБОПы и департамент по борьбе с ОПГ, который упразднили всего несколько месяцев назад. Рэкетир Анатолий тоже считает, что все к этому и идет. Впрочем, оказывается, больше всего он боится не авторитетов, а мигрантов. «Сколько сейчас гастарбайтеров без работы останется? Миллионы! Вот они-то нам и покажут», - говорит он.
Точно так же мыслят многие обыватели: как только государственное ТВ признало факт кризиса, угроза со стороны уволенных мигрантов стала одной из главных тем. Гастарбайтерами пугали не только националисты, но даже представители власти, в том числе «Единая Россия». В декабре премьер Путин поручил резко сократить трудовые квоты для мигрантов. А потом модную тему подхватил и президент Медведев. «Известно, что преступность среди граждан, которые прибывают из ближайшего зарубежья, год от года растет», - заявил президент в начале февраля на ежегодной коллегии МВД и пригрозил ухудшением криминальной обстановки из-за двукратного сокращения рынка труда для иностранных рабочих.
Милицейская статистика только подогревает эти нарастающие страхи. По данным первого замглавы МВД Михаила Суходольского, только в январе этого года рост совершенных мигрантами преступлений вырос на четверть. Практически все - преступления против личности и посягательства на имущество, отмечает Суходольский. И это только начало, считает профессор Максимов из Института государства и права РАН. «У мигрантов очень маленький коэффициент сцепления с российской социальной средой, - объясняет профессор. - У них нет здесь ни имущества, ни родственников, нет и никаких обязательств».
Это касается не только тех, кто приехал из-за границы в крупные города. Недавно у Московского педуниверситета задержали двух чеченцев. Они избивали прохожего, требуя отдать им деньги. Как выяснили оперативники, чеченцы работали на стройке штукатурами, но из-за кризиса их выгнали. Такие истории теперь могут рассказать почти в каждом столичном УВД.
Если кто и подталкивает мигрантов на преступный путь, так это московские работодатели, утверждает Гавхар Джураева из центра «Миграция и закон». Она обвиняет нанимателей, которые используют кризис как повод не платить рабочим зарплату.
|