Армения и Южная Осетия получат ряд преимуществ после вступления в Таможенный союз
Заявление о том, что Армения намерена вступить в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, было подписано 3 сентября 2013 года в Москве на встрече Сержа Саргсяна и Владимира Путина. "Дорожная карта" вступления Армении в ТС была утверждена 24 декабря в Москве на Высшем Евразийском экономическом совете. Вступление Армении в Таможенный союз (ТС) исходит не из экономических интересов Армении и обусловлено лишь политическими соображениями, решили ряд бывших глав МИД Армении.
Навоян: руководство Армении приняло правильное решение о вступлении в ТС
Армения представляет огромный интерес для интеграционных проектов в виду геополитического значения страны и возможного влияния на внешнеполитическую ориентацию региона, отметил председатель организации «Русско-армянское содружество» Юрий Навоян.
Руководство Армении, по мнению выступающего, приняло правильное политическое решение о присоединении к Таможенному Союзу, и теперь стремится стать одним из основателей Евразийского Союза.
«Я считал и считаю, что Армения могла бы стать одним из учредителей Таможенного Союза, учитывая степень интегрированности с Россией и участие в организациях, где РФ играет системообразующую роль», - отметил Навоян.
Армения могла бы стать одним из учредителей Таможенного Союза, учитывая степень интегрированности с Россией
Армении пришлось взаимодействовать с ТС и Единым экономическим пространством (ЕЭП) в условиях, когда она уже участвовала в программе «Восточное партнерство» ЕС и готовила Ассоциативное соглашение с ЕС. После заявления 3 сентября 2013 года процесс евроинтеграции - приостановлен, напомнил Юрий Навоян.
Главной задачей Армении, по его мнению, является повышение уровня доходов населения, которые на сегодняшний день в четыре ниже средних доходов населения по странам Таможенного Союза.
Массовая безработица внутри страны приводит к масштабной трудовой миграции. Большой дефицит торгового баланса (минус 25% от ВВП) закрывается за счет денежных переводов трудовых мигрантов из-за рубежа и инвестиций.
Устойчивому развитию экономики Армении мешает транспортная полу блокада, это один из основных вопросов, который нужно решать, считает Юрий Навоян. Вступление в ТС, по мнению эксперта, позволит ожидать роста ВВП на 4%, что составит около четырехсот миллионов долларов в течение двух-трех лет.
«Отменены экспортные пошлины на газ, нефтепродукты и российские необработанные алмазы, - добавил он. - Ожидается увеличение объемов денежных трансфертов трудовых мигрантов. Трансферты составляют около 15 процентов ВВП Армении, 85 процентов из них поступает из России».
Сегодня российские прямые инвестиции составляют 41% от общего числа, пояснил Навоян. Страны ТС могли бы вкладывать инвестиции на территории Армении в транспортную сферу, электроэнергетику, горнодобывающую промышленность. Улучшение транспортных коммуникаций, по-мнению Навояна, поможет Армении выйти из блокадного состояния.
с учетом процесса присоединения Армении к ТС и наличия «Дорожной карты», до окончательного вступления Армении в ТС необходимо установить специальный льготный режим для граждан Армении
Одним из важнейших позитивных последствий вступления Армении в ТС, является трудовая миграция. «В рамках нормативной базы ЕЭП есть соглашение, согласно которому трудовым мигрантам предоставляется внутри ЕЭП национальный режим», - отметил Навоян.
Он напомнил про проблему, которая возникла в связи с ужесточением или упорядочиванием РФ миграционного законодательства. «У многих граждан Армении возникают проблемы при посещении России. Считаю, что с учетом процесса присоединения Армении к ТС и наличия «Дорожной карты», до окончательного вступления Армении в ТС необходимо установить специальный льготный режим для граждан Армении», - предложил эксперт.
Армения сегодня, по словам Навояна, полностью зависит от транзита грузов через Грузию и Иран в ситуации блокады со стороны Турции и Азербайджана. В данное время, ведется важное для Армении строительство автомобильного коридора Север-Юг. «Членство Армении в ТС должно, со временем, привести к созданию эффективного автомобильного соединения Север-Юг: Иран – Армения – Грузия – Россия, а также возобновлению железнодорожного сообщения через Грузию в Россию и железнодорожный выход на Иран. Если это осуществится, «то Армения выйдет из транспортного тупика и станет транзитной страной», - отметил Навоян.
При вступлении Армении в ТС, по словам председателя организации «Русско-армянское содружество», его участники получат перспективы прямого транспортного выхода на рынки Южной Азии и Ближнего Востока через Иран.
В случае подписания Ассоциативного соглашения с ЕС, прирост ВВП Армении оценивается в размере 146 миллионов долларов в год в долгосрочном периоде.
«Это сравнимо с краткосрочным торговым эффектом при вступлении Армении в ТС в размере сто сорока миллионов долларов от снижения цен на российский газ, - отметил Навоян. - Из ЕС ожидаются только портфельные кредиты и гранты. Прямые инвестиции не предусмотрены. А экономический эффект таких кредитов - невысок, и эти кредиты не могут компенсировать прямые инвестиции».
Из ЕС ожидаются только портфельные кредиты и гранты. Прямые инвестиции не предусмотрены. А экономический эффект таких кредитов невысок
Проблемным вопросом и предметом переговоров являются, по словам Навояна, тарифы. «В Армении, как у члена ВТО применяется один из самых низких в ВТО средневзвешенных тарифов в размере 2,7% (в ТС этот показатель составляет 7,6%), - напомнил участник дискуссии. - При вступлении в ТС, Армения должна принять единый таможенный тариф, действующей в нем. Это повлечет противоречия в рамках ВТО».
Медоев: вступление Южной Осетии в ТС ставит перед ним новые задачи
Предстоящее вхождение в Таможенный Союз Армении, ставит, по мнению посла Южной Осетии Дмитрия Медоева, перед ТС новые стратегические задачи.
«Это, в частности, обеспечение надежного круглогодичного товарооборота между Россией, Казахстаном, Беларусью и Арменией, - сказал он. - Эта задача связана с необходимостью обеспечения быстрого экономического развития Армении, других закавказских государств, в том числе и Южной Осетии, а также российских регионов Северного Кавказа, и обеспечения государствам Евразийского экономического союза надежного сухопутного транспортного коридора в направлении Ирана с выходом к крупным логистическим центам региона».
Эту задачу, как считает он, можно выполнить только с активным участием Азербайджана, что стало бы важным фактором безопасности на Кавказе. Создание единого инфраструктурного пространства Евразийского Союза и стран Южной Азии, где центральный транспортный коридор через Южную Осетию и Армению, а также коридор по берегам Черного моря и Каспия, сформируют, по его мнению, общее Черноморско-Каспийское и Южноазиатское пространство экономического сотрудничества.
Всё, что касается развития и планируемого расширения Таможенного союза, а также строительства Евразийского экономического союза непосредственно касается Южной Осетии, подчеркнул посол. Посредством данной инициативы, по его словам, «был провозглашен курс на достижение качественно нового уровня интеграции для обширного геополитического пространства, в интересах безопасности народов этих стран и создания благоприятных условий для полноценного развития каждого из потенциальных государств-участников».
Республика Южная Осетия занимает ключевое стратегическое положение на Центральном Кавказе
С точки зрения географии, Южная Осетия де-факто является неотъемлемой Евразийского континента, а де-юре и евразийского экономического пространства и евразийского экономического пространства, отметил участник сессии.
«С военно-стратегической точки зрения, у нас с Россией - общее оборонное пространство - российские и югоосетинские пограничники несут совместную службу по охране государственной границы Южной Осетии с Грузией, - добавил дипломат. - Республика Южная Осетия занимает ключевое стратегическое положение на Центральном Кавказе, весьма важное для экономического и политического будущего всего Таможенного союза, Евразийского экономического союза и кавказского региона в частности».
Южную Осетию и Россию связывают десятки межправительственных соглашений, ратифицированных парламентами обеих государств, межведомственных соглашений, договоров о сотрудничестве со многими субъектами РФ, «в первую очередь, с братской Республикой Северная Осетия-Алания», напомнил Медоев.
Геостратегическое положение Южной Осетии, по его словам, открывает возможность для развития перспективных евразийских транспортных железнодорожных и автотранспортных проектов. «Наиболее перспективным из них является строительство через Большой Кавказский хребет короткой – в 140 километров, железнодорожной ветки Алагир-Цхинвал», - пояснил докладчик. По его словам, «строительство этой дороги позволит Российским железным дорогам через Центральный Кавказ выйти в Закавказье самым коротким путем».
В соответствии с проектами, разработанными российскими государственными институтами, железная дорога из Северной Осетии в Южную пройдет в непосредственной близости от объектов Кваисинского свинцово-цинкового месторождения. «Это позволит начать разработку месторождений полиметаллов, цветных металлов, а также экономически оправданную, на наш взгляд, доразведку на территории Южной Осетии месторождений нефти, открытых еще во времена СССР», - предположил Медоев.
Выход российских железных дорог на Армению приведет, по его мнению, к развитию в этой закавказской республике всех тех отраслей экономики, для развития которых нужна надежная железнодорожная связь с РФ, промышленными районами Северного и Западного Казахстана.
Говоря о развитии автодорожной сети, Медоев отметил, что одной из основных автомобильных магистралей региона является Транскам – «самая безопасная круглогодичная трасса через Большой Кавказский хребет».
«Она уже построена и введена в эксплуатацию в конце 1986 года, - напомнил докладчик. - В настоящее время идет масштабная реконструкция основной штольни Рукского тоннеля с применением новых технологий укладки дорожного полотна, что позволит в перспективе значительно нарастить международные перевозки».
«Нашим странам ближайшие годы предстоит грандиозная с точки зрения ответственности и масштабов задач работа, - заключил дипломат. - Реализация этого проекта, который является стратегическим направлением транзитной политики РФ, полностью отвечает интересам Южной Осетии. Южная Осетия готова всемерно способствовать и активно участвовать во всех экономических начинаниях Российской Федерации — нашего стратегического партнера и главного союзника».