google.com, pub-8641785789728570, DIRECT, f08c47fec0942fa0
ГлавнаяМой профильВыход

Переезд

в Санкт-Петербург

Понедельник, 23.12.2024, 23:21
Форма входа

Меню сайта

ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
  • Анализ сайтаsf
    Категории разделов
    1

    Мини-чат

    Наш опрос
    Что делать гражданину РФ, если у него нет возможности продлить регистрацию в мегаполис(СПб, Москва )
    Всего ответов: 262

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Корзина

    Валюта


    Поиск

    Календарь
    «  Февраль 2014  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    2425262728

    Архив записей

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2014 » Февраль » 20 » Кыргызстан и Россия - попытка нового интеграционного проекта
    13:47
    Кыргызстан и Россия - попытка нового интеграционного проекта
    Исторически Кыргызстан находится в единых с Россией политическом, культурном и экономическом измерениях
    Исторически, вот уже более полутора столетий, Кыргызстан находится в единых с Россией пространствах - в политическом, культурном и экономическом измерениях. Такое положение обусловлено и геополитическими факторами, и общей современной историей, и, что немаловажно, схожими государственными и человеческими интересами.

    Когда мы говорим об интеграции, мало кто упоминает то обстоятельство, что современная кыргызстанская экономика по своей сути и происхождению именно интегративна. Она была сформирована и функционировала в рамках экономического проекта СССР, была заточена под взаимодействие не только с экономиками соседей, но и довольно далеких территориально республик Советского Союза.

    Большая часть производственного потенциала состояла из мощностей, эвакуированных из России и Украины во время Отечественной войны, либо созданной впоследствии для работы с ними в комплексе. А организация этих производств была настроена именно интеграционно - и по поставкам большей части сырья, технологий, компонентов изделий, и по сбыту готовой продукции и полуфабрикатов.

    Преимущественно этим интеграционным устройством экономики и объясняется фактический коллапс кыргызстанской лёгкой и тяжелой промышленности после развала СССР. И последствия этой интеграции, развалившейся волею неумелых политиков, ощущаются до сих пор - даже энергетический комплекс вот уже третье десятилетие после развала Союза только учится существовать «суверенно и независимо» от соседей.

    Да и у населения нового независимого государства осталась «интеграционная память», рассматривающая практически весь бывший Советский Союз как единую экономическую и селитебную территорию. Поэтому с такой лёгкостью и надеждой на лучшее будущее кыргызстанские трудовые мигранты едут в Россию и Казахстан.

    И сегодня мы живем на осколках мощнейшего интегрированного евразийского экономического пространства - советской экономики. Невзирая на крайне нерачительное использование этих ресурсов, не все ещё уничтожено и разворовано. Однако, возможности даже этих остатков советских интеграционных ресурсов (культурная и языковая общность, сопряжение транспортных коммуникаций, норм и стандартов, экономическое взаимопроникновение, и прочее) не используются в должной мере для реализации общих интересов бывших партнёров по Союзу.

    Но пока жива историческая память об общем для всех республик бывшего СССР экономическом и культурном пространстве, живы и надежды на новый интеграционный проект. И в Средней Азии у России в этом вопросе пока ещё сохраняются наибольшие преимущества перед конкурирующими проектами.

    Например, в системе стратегических интересов Объединенной Европы, государства бывшей советской Средней Азии предстают лишь буфером от проникновения массы нежелательных элементов и ресурсов в европейские государства, этаким форпостом борьбы с нежелательной миграцией, терроризмом и наркотрафиком.

    Очевидна закрытость Шенгенской зоны и Соединенных Штатов Америки от «нежелательных элементов», по их представлениям, несущих угрозу безопасности этих государств. А вот преемник Советского Союза, ставшего символом «железного занавеса» - Россия, для граждан стран бывшего СССР стала более открытым государством, чем так называемые «страны развитой демократии».

    Имеющиеся сегодня возможности «личной интеграции» граждане Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана используют более активно именно в России, пополняя валютные запасы своих государств. И дети этих мигрантов - скорее всего, будущие граждане Российской Федерации. Эти миграционные процессы формируют многочисленные риски для всех сторон - и для среднеазиатских республик, и для России и для граждан. Решать такие проблемы, конечно же, эффективнее и удобнее в рамках общего экономического пространства - будь то Таможенный союз, или институт ЕврАзЭС.

    В копилку оснований нового интеграционного проекта можно положить и схожесть для этих стран геополитических, экономических и человеческих интересов, а также рисков и угроз, существующих вокруг южных границ бывшей империи.

    Конечно, Кыргызстан более России озабочен задачей сопротивления поглощению Китаем - в первую очередь экономически, демографически, а затем - политически и культурно. «Большой дракон», нависший над южными границами и Кыргызстана, и России, с одной стороны, своим экономическим потенциалом создаёт возможности развития и сотрудничества, с другой - настораживает здравомыслящих политиков.

    В мире пока нет эффективной модели сдерживания перетока трудовых ресурсов, никто не гарантирован от быстрого по историческим меркам освоения соседями пустующих территорий. Демографическое давление соседей ощутимо в Кыргызстане, имеющем с юго-востока динамично развивающийся Китай, с юго-запада - перенаселенную Ферганскую долину с очень дешёвыми трудовыми ресурсами.

    Кыргызстан вообще геополитически уникальная страна, центр этаких «среднеазиатских Балкан», в котором схлестываются многочисленные интересы и риски. Такой геополитический треугольник с внутренними векторами центробежных сил: скрытая и явная борьба Китая, Ирана, Турции за влияние в регионе, уже не виртуальная перспектива арабизации под флагом исламизации, риск фрагментации государства по типу афганского синдрома… Клубок разнообразных стратегических интересов переплетается с логистической ценностью и привлекательностью экономического, военного, политического плацдарма.

    Обострившиеся на третьем десятилетии независимости соседские споры и приграничная напряженность, сочетаемые с конкуренцией политических проектов развития стран бывшей Советской Азии, добавляют остроты в эту картину.

    Неустроенность внутренних трудовых рынков, внутренняя миграция, сочетаемая с притоком внешних трудовых ресурсов и капиталов, политическая и экономическая неустойчивость усиливают понимание того, что невозможно в одиночку, даже будучи членом ВТО, эффективно реализовывать свои интересы в глобальной экономике.

    И эти риски, угрозы, проблемы, имеют общее происхождение и для Кыргызстана, и для России - порядок Нового современного Мира исключает стабильность для разрозненных и слабых государств. Более того, он исключает для них само понятие государственности.

    Логика интеграции очевидна.

    Но возникают вопросы, и очень многие вопросы - к форматам и алгоритму интеграционных процессов.

    Разговоры о присоединении Кыргызстан к Таможенному союзу, и в Бишкеке, и в Москве идут уже давно. Однако, за достаточно длинный период переговоров и деклараций намерений, ни та, ни другая сторона не удосужились произвести более-менее точную прогнозную модель - а что будет с экономикой присоединившейся страны?

    Что будет в первый год, какие социальные и экономические последствия? А учитывая и чрезмерно политизированное население Кыргызстана - возможно, и политические? И какие меры нужно предпринять сторонам, чтобы вступление Кыргызстана не стало катализатором развала Таможенного Союза? Какова должна быть подушка безопасности, которую могли бы предоставить более крупные и экономически успешные партнеры в интеграционном проекте?

    А прогнозная модель на ближайшие три года? Пять лет? Десять? Министерство экономики Кыргызской Республики благополучно провалило эту работу, не сумев представить обеспокоенной общественности хоть какие-то внятные результаты исследований и прогнозов, ограничиваясь заявлениями коммунально-дискуссионного типа - мол, вступать нужно, потому что потом станет хорошо, но имеются проблемы, поэтому Кыргызстану нужна денежная компенсация.

    А как с компенсациями отечественным предпринимателям, встроенным в нынешнюю «транзитную экономику» Кыргызстана? Будут ли они защищены от возможности оккупации кыргызстанского рынка более крупными и экономически агрессивными предпринимателями России и Казахстана?

    Что будет с трудовым рынком, с нашими мигрантами? Что станет с потребительским рынком и ценами? Вопросов у кыргызстанской общественности немало, но на них нет внятных ответов, снимающих настороженное и пугливое отношение в Кыргызстане к интеграции с более крупными партнёрами.

    Правительством Кыргызстана ничего толком не сделано в части определения и разъяснения населению и предпринимателям последствий от интеграции. Откуда берутся цифры, периодически озвучиваемые министром экономики Кыргызстана? - где расчёты, обсуждения с экспертами и предпринимателями, широкое информирование населения о выгодах и рисках вступления?

    А ведь время неумолимо, процесс запущен, и для любой из сторон невыгоден туман в этом вопросе - слишком дорогую цену придётся заплатить впоследствии.

    Можно констатировать, что на сегодняшний день очень мало точности в предсказании экономического будущего Кыргызстана в этом интеграционном проекте. А самая существенная часть аргументации имеет лишь ярко выраженный политический характер.

    Что тоже неплохо, но политическая модель интеграции решает все озвученные проблемы только одним путем, наиболее привлекательным сегодня лишь для Кыргызстана: кто танцует девушку, тот и оплачивает все ее капризы.

    Алексей Красин, руководитель стратегических проектов НПО Агентство по развитию местного самоуправления-LGDA

    Тезисы выступления на международном экспертном круглом столе: «Киргизия в геополитической системе Евразии: экономика, политика, история», 21 ноября 2013 г., Бишкек http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=31800
    Просмотров: 811 | Добавил: Kptnsvobo | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
      Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz