Страшные события этой недели на Украине – результат не только политического кризиса, но и ухудшения условий жизни. «Нет активности, которая бросала бы молодых людей в экономику, они остаются не у дел и бросаются на передовую», – объясняет Slon замдекана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Андрей Суздальцев.
Безработица на Украине заметно выше, чем в России. По итогам трех кварталов 2013 года украинский Госстат оценивает ее на уровне 8,6–7,6% от экономически активного населения (в России среднее за год – 5,5%). Поскольку подобная информация обрабатывается с большой задержкой, то самых интересных данных – за IV квартал 2013 года и особенно за начало 2014-го – еще нет.
Зато известна зарегистрированная безработица – доля тех, кто официально обратился на биржу труда. С ноября 2013 по январь 2014 года она устойчиво растет: сейчас на каждую вакансию приходится примерно по 9 безработных претендентов. Чем займутся все эти люди в ближайшее время? Где они будут искать работу? Ждать ли массового наплыва украинцев на российский рынок труда?
Федеральная миграционная служба (ФМС) сообщает, что сейчас в России находится 1,6 млн граждан Украины. В 2012 году украинцев, получивших официальное разрешение на работу в России, стало больше на 18,3% (151 тысяча человек). Данные за 2013 год пока не готовы, да они все равно не учтут эффекта от событий января – февраля.
Эдуард Лимонов заявил Slon: «Я полагаю, что эта война вызовет страшнейшие потрясения: будут без преувеличения миллионы беженцев, они будут бежать в Россию. Больше бежать им некуда. <...> Поэтому ситуация в России дестабилизируется невероятно». Леонид Бершидский пишет в Forbes, что последние четыре года страну покидали квалифицированные кадры. «Наши эксперты прогнозируют приток беженцев и трудовых мигрантов с Украины, поскольку ситуация там действительно очень сложная и решится она, как я думаю, не скоро», – заявил сегодня член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод, поэтому уже сейчас надо готовиться и думать, как цивилизованно принять людей и распределить их по рынку труда. Председатель общественного совета при ФМС Владимир Волох напомнил, что после присоединения России к Женевской конвенции о статусе беженца не только право, но и обязанность России рассмотреть ходатайства ищущих убежища, в том числе и с Украины.
Чтобы понять, растет ли приток в связи с обострением ситуации на Украине и кто именно к нам едет, Slon собрал последние данные рекрутинговых агентств.
По информации украинского портала hh.ua, за последний год число соискателей, желающих переехать работать в Россию, выросло с 11 до 15 тысяч человек – таких теперь 11%. Они ищут работу в сфере ИТ, финансах, дизайне и в среднем претендуют на зарплату 40 тысяч рублей. Статистика Superjob.ru позволяет сравнить трудовую мобильность жителей Киева, Москвы и Минска – каждый пятый соискатель работы в украинской столице готов переехать в другой регион, но по сравнению с белорусами этот показатель не кажется таким уж высоким. Бума мигрантов с Украины в Россию в ближайшее время не будет, уверен ведущий научный сотрудник Института демографии ВШЭ Никита Мкртчян: «Сейчас украинцев в России и так немало, но не столько, сколько было 15 лет назад. Они сместили приоритеты и с тех пор стали чаще уезжать в Европу. Если экономическая ситуация будет ухудшаться, возможно, в Россию вернутся те, кто приезжал сюда раньше. Они будут работать в частных домохозяйствах, домработницами, сиделками. А специалистам в сфере ИТ и переезжать никуда не надо – они могут работать на российские компании у себя дома». Директор департамента металлургии и добывающей промышленности Cornerstone Алексей Ражев предполагает, что российские власти могут ввести ограничения на импорт украинских товаров: «Это может серьезно повлиять на все отрасли рынка Украины, в том числе и на рынок украинской рабочей силы». Произойдет ли это, зависит от развития политического и экономического кризиса на Украине в ближайшие три месяца. http://slon.ru/economics/zakhvatyat_li_ukraintsy_moskvu-1059034.xhtml